Приветствую Вас Гость | RSS
Четверг
2024-04-25, 7:05 PM
ТАКСА - Мой Фаворит
Главная Воспитание собаки - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: DiggerDar  
Форум » Общий форум » Кинологи - новичкам » Воспитание собаки (статьи специалистов)
Воспитание собаки
DiggerDarДата: Четверг, 2006-09-21, 1:03 PM | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4890
Репутация: 6
Статус: Offline
РАЗРУШИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Пожалуй, это самая распространенная и самая серьезная проблема, с которой сталкиваются все владельцы собак. Но каким бы я жестоким по отношению к вам не показался, грызть для собаки, так же нормально как вилять хвостом. И если вы заводите собаку, ждите, рано или поздно она начнет чего-нибудь жевать. Запомните это. Запомните также, что собаки разрушают ваш дом и жуют ваши вещи не потому, что они сердятся на вас, ревнуют, злобствуют или мстят. Это может делать только человек,
а они всего лишь собаки. Им может быть одиноко, скучно, тоскливо, дискомфортно, страшно или им может чего-нибудь не хватать, но они не могут быть мстительными или злонамеренными. И запомните третье - если ваша собака уже страдает разрушительным поведением, вам понадобится достаточно много времени и терпения, чтобы отучить ее от этого.

ОДИНОЧЕСТВО
Многие собаки грешат нежелательным поведением, вызванным одиночеством. Испытывая дискомфорт, собака может начать рвать вещи, грызть стены, царапать двери, лаять, выть, у нее может развиться чрезмерное слюноотделение, происходить мочеиспускание и даже дефекация. Если собаку оставляют во дворе, она может разрушить вольер или сделать подкоп под забором. В некоторых случаях у собак развиваются неврозы. Собака - стайное животное и чувствует себя хорошо только в стае. Одиночество, смена жизненного стереотипа, как и недостаток внимания, уделяемого владельцем, скорее всего, приведут к появлению нежелательного поведения. Например, если вы всегда приходили домой в одно и то же время и вдруг пришли позже, чем обычно, собака может почувствовать себя дискомфортно. Съедая тапочки, ваша собака не наказывает вас, за то, что вы приходите позже. Она не просто жует, она совершает одну из форм "двигательной терапии", чтобы облегчить состояние дискомфорта (а то и стресса), отрицательного эмоционального состояния. В такой ситуации, приходя домой, и, обнаруживая следы разрушительного поведения, не наказывайте собаку.
Находясь в одиночестве, щенок не может строить модели самолетов, болтать по телефону с Шариком или пригласить приятелей, чтобы сыграть в покер, но делает то же самое по собачьи - грызет, роет и лает. И, если мы разглядываем новые для нас вещи и вертим их в руках (а дети часто разбирают на части свои игрушки), то собаки обнюхивают и разгрызают интересные для них предметы - так они изучают их.

Помимо одиночества, разрушительное поведение может быть спровоцировано неправильным кормлением, поэтому еще раз обсудите рацион вашей собаки с ветеринарным врачом. Избыток белка в рационе и/или недостаток других питательных веществ, могут оказать влияние на поведение собаки. Например, несмотря на мои старания правильно кормить своего подрастающего щенка немецкой овчарки, он вдруг начал выгрызать дырки в стенах. Но достаточно было положить рядом с его мисками большой кусок мела и пяток головешек из костра (они заменили древесный уголь), как ковыряние стен исчезло.
Некоторые заболевания, сопровождающиеся воспалением желудка или кишечника, также могут приводить к жевательному желанию.
Все молодые собаки испытывают повышенную потребность в активном движении. И если вы не удовлетворяете ее, щенкам приходится самим об этом заботиться. А чем можно в тесной квартире двигать? Конечно, челюстями.
Чем раньше вы начнете борьбу с разрушительным поведением, тем больше надежды на положительный эффект, но лучше, если вы предугадаете его возможность и направите энергию собаки в нужное русло. Есть достаточно много методов, эффективность которых зависит от особенностей собаки, настойчивости и находчивости владельца.

06-02-2003
Владимир Гриценко
источник: http://www.airedale.ru/terrier.php?txt=10


Питомник такс "МОЙ ФАВОРИТ"

Сообщение отредактировал DiggerDar - Четверг, 2006-09-21, 1:04 PM
 
DiggerDarДата: Пятница, 2006-09-22, 2:11 AM | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4890
Репутация: 6
Статус: Offline
Наказание собаки

Наказание - это такие наши неприятные для собаки или болевые воздействия, которые мы совершаем уже после ненужного нам или неправильного с нашей точки зрения поведения собаки. То есть между проступком нашего пса и нашими воздействиями проходит какое-то время. Это главное отличие наказания. А если неприятное воздействие с нашей стороны совершается сразу по окончании нежелательного поведения или во время его, то это уже называется отрицательным подкреплением.
Вторым отличием наказания является его неизбежность. Как бы себя ни вела провинившаяся собака после проступка, мы считаем, что ее следует наказать. И наказываем.
Например, мы приходим вечером домой и обнаруживаем в квартире содом и гоморру и радостно встречающего нас щенка. С точки зрения среднестатистического хозяина собаки, мы должны ем наказать, что мы и делаем. Это на самом деле наказание, ибо отдалено м проступка немалым количеством времени и оказалось неизбежным. Как впрочем и бесполезным, в чем вы убедитесь со временем сами. Но это одновременно и отрицательное подкрепление ритуалу встречи вашего щенка. И вы заметите, как щенок перестает радоваться вашему приходу и все чаще принимает позу подчинения (стыдится наделанного им беспорядка, но продолжает делать его!).
Или ваша собака что-то подобрала на улице и, тщательно пережевывая это что-то, подходит к вам, выполняя команду "Ко мне!". Вы, естественно, ее выдираете аки сидорову козу, и это является наказанием для подбора пищи (и бесполезно, вы сами знаете), но и отрицательным подкреплением подхода к дрессировщику. Ваши действия приводят к тому, что собака перестает в такие моменты подходить к вам, а спокойно доедает подобранное в стороне.
И еще одна ситуация. Вам не нравится, что собака забирается на диван и вы бы хотели исправить данное поведение. Вы входите в комнату и застаете на диване спящую собаку со счастливым выражением морды. Желая дать понять собаке, что она не права и что вам не нравится такое поведение, вы ее шлепаете. Со временем собака начинает понимать вот что: когда она лежит на диване, ваше появление и угрожающие слова служат сигналом к быстрому спрыгиванию с дивана, чтобы избежать шлепка. То есть вы учите собаку быстро спрыгивать с дивана при помощи отрицательного подкрепления. Но шлепки ваши являются наказанием к тому самому залезанию на диван, с которым вы собрались бороться. Со временем вы сами убедитесь, что воспитательное значение этого наказания ничтожно. Об этом же говорит и вся история человечества в части борьбы с преступлениями при помощи наказания.
Почему наказание чаще всего бездейственно? Потому, что как следствие, очень отдалено от причины (проступка). Представьте себе - вы наказываете собаку через час после того, как она съела ваши тапочки. В течение этого часа собака совершила еще с десяток безобидных поступков. Как же ей понять, какое именно действие привело к неблагоприятным последствиям? Природа заставляет ее связывать последствия с последним по времени действием, что собака и делает.
Американский ученый Б. Скиннер, один из основоположников оперантного научения, показал, что результат, для того, чтобы стать подкреплением какому-либо действию, должен следовать за ним не позднее десяти секунд. Подчеркиваем, что это правило работает в естественной среде, когда животное может совершать в секунду массу самых разнообразных нужных и ненужных действий. И.П. Павлову в его знаменитой башне молчания удавалось вырабатывать условные рефлексы при отставлении подкрепления до 30 минут и более от условного раздражителя. Такие рефлексы были названы отставленными условными рефлексами; оказалось, что они вырабатываются с трудом или не вырабатываются вовсе. И с точки зрения отечественной физиологии высшей нервной деятельности наказание можно определить как далеко отставленное отрицательное подкрепление.
Наказание не учит, не дает информацию животному о том, какое же поведение правильное. Собака, которую вы наказываете за съеденные тапочки, ничего не может понять, потому что в течение последнего часа она больше не ела никакой обуви. И вам бы порадоваться этому. И еще, наказание чаще всего учит тому, как не попадаться, а не тому, как правильное себя вести. Очень трудно для человека, а для животного практически невозможно изменить будущее поведение, чтобы в дальнейшем избежать его последствий.
Присмотритесь к себе - чаще всего, наказывая собаку, вы просто даете выход своим эмоциям и своим обидам на нее.
Опасно же наказание тем, что, как замечает К. Прайор, оно служит мощным подкреплением наказывающему. Если при помощи наказания нам удалось исправить (а это случается) поведение, то бессознательно мы все чаще и чаще начинаем прибегать к нему. А избыток отрицательных воздействий на молодое животное приводит к тому, что у нем пропадает всякое желание воспитываться и дрессироваться, оно вырастает зашуганным и робким.
Наказание может помочь, когда оно не очень далеко отставлено и очень сильное, или неожиданное и непривычное, когда поведение, с которым вы боретесь, не очень закрепилось у собаки. То есть если бы за первое преступление отрубали руку, вряд ли бы возникло желание совершить второе.
Отрицательное подкрепление, по мнению Карен Прайор, это любое неприятное событие или ощущение, действие которого можно прекратить или избежать, изменив поведение. Отличие отрицательного подкрепления от наказания в том, что отрицательное подкрепление, как и положительное, происходит во время поведения, а не после него, и на него можно повлиять изменением поведения.
Для того, чтобы понять отличия отрицательного подкрепления от наказания, давайте разберем следующий пример. Ваша собака лазает на диван. Вам это не нравится, и вы отучаете ее следующим образом - как только застаете на диване собаку, тут же кричите в ее адрес ругательные слова и задаете трепку. Как правило, наше агрессивное поведение прекращается сразу же, как только собака спрыгивает с дивана.
Если следовать вашей логике, то, благодаря вашим воздействиям, собака должна понять, что лазать на диван ей нельзя. Сначала собака понимает, что в случае ее локализации на диване грубый, резкий окрик хозяина означает: скорее слезай, чтобы избежать трепки.
Многие собаки достаточно быстро понимают, что появление хозяина, когда она лежит на диване, приводит к резкому окрику, а если с дивана не слезть, то схлопочешь. В результате ретируются с дивана сразу, как только на порою комнаты появляется хозяин. Третьи идут еще дальше, они связывают наличие хозяина в квартире с ее агрессивным поведением во время диванного положения и в присутствии хозяина ведут себя, как паиньки. Когда же хозяина нет, все категории собак ведут себя одинаково - диванолюбиво. Почему? Да потому, что ваше неприятное воздействие на собаку выступает подкреплением (отрицательным или положительным - это еще вопрос) спрыгивания с дивана и является наказанием по отношению к залезанию на диван. То есть таким педагогическим воздействием вы обучаете собаку быстро спрыгивать с дивана по команде (в данном случае это сложная команда или комплексный раздражитель: ваш вид и осуждающий крик).
Таким образом, хотелось вы показать, что отрицательное подкрепление - как, впрочем, и положительное - какому-то действию или поведению происходит во время этого действия или в конце ем, и на его появление, интенсивность и знак можно повлиять, изменив или прекратив именно это поведение. Тогда как наказание, о котором мы говорили ранее, происходит через некоторое время после совершения проступка.
А как же отучить собаку залезать на диван? Нужно придумать нечто такое, что делало бы неприятным именно это действие. Например, можно поставить на диване заряженные мышеловки. А одно добермана, который со всего размаха шлепался на диван, отучили так: разложили на диване остриями вверх шиферные кнопки и прикрыли их покрывалом. Для отучения оказалось достаточным одного доберманьего прыжка. Более того, бедняга начинал активно сопротивляться при попытке затащить ем на диван.
Отрицательное подкрепление очень эффективный способ формировании поведения. Но это не делает его лучшим. Последите за собой: в общении с людьми и собаками мы в основном пользуемся именно им, Нам почему-то кажется, что правильное хорошее поведение - это норма. Так и должно быть, и чего тут радоваться и хвалить? Поэтому и не замечаем, а что самое плохое - и не подкрепляем положительно нужное нам поведение. Мы его как будто не замечаем, а обращаем внимание только на огрехи.
Но слишком частое применение отрицательного подкрепления приводит, особенно у щенков, к появлению робости, неуверенности и себе, тревожности и отбивает охоту от самого процесса дрессировки. Потому, что собака в первую очередь начинает понимать - появление нового навыка увеличивает возможность дополнительного получения отрицательного подкрепления. А его она, естественно, стремится избежать. Кстати, классическая дрессировка оттого и является классической, что строится в основном на отрицательном подкреплении.
Применяя отрицательное подкрепление, вы должны научиться прекращать его сразу же, как только поведение собаки улучшилось (изменилось) хоть немножечко, и обязательно давать возможность животному компенсировать наличие отрицательных эмоций получением положительного подкрепления.

Владимир Гриценко
http://www.all4pet.ru/dogs/publications/104/1207.htm


Питомник такс "МОЙ ФАВОРИТ"
 
DiggerDarДата: Понедельник, 2007-06-25, 10:48 PM | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4890
Репутация: 6
Статус: Offline
Собаки грызут все подряд

СУЩЕСТВУЕТ причина того, почему собаки грызут все подряд в отсутствие хозяев... После неоднократных наказаний собака быстро усваивает, что плохо рвать носки, располосовывать ковры и сокрушать мебель, когда хозяин поблизости. Но поскольку грызение - это нормально и необходимо, хитрый песик просто выжидает, когда хозяин наконец уберется куда-нибудь подальше, чтобы можно было начать развлекаться по-своему. Многие собаки просто не могут дождаться, пока хозяин перестанет болтаться под ногами и они смогут спокойно и безопасно вести себя по-собачьи.
Чтобы "программа дрессировки", ориентированная на наказание, стала эффективной, собака должна быть наказана при каждом проступке. Это, конечно, невозможно. По большому счету, люди - это совершенно непоследовательные животные. При помощи наказаний они вряд ли добьются того, что собака усвоит, что некоторые вещи грызть нельзя. Скорее она поймет, что грызть можно все подряд, но только когда хозяина нет рядом или он занят. Так, собака продолжает вести себя плохо: хозяин все больше злится и огорчается, и собаке каждый раз влетает, когда он заявляется домой. В итоге собаку будет беспокоить возвращение хозяина, а не его уход.
Даже если бы человеческие существа были строго последовательны, попытки прекратить грызение "запрещенных" объектов при помощи наказания все равно провалились. Рядовой лабрадор или пудель без особого перенапряжения мозгов легко может отыскать сотни запретных предметов, которые так хочется разрушить! А это значит, что нудны сотни наказаний. Не слишком весело как для собаки, так и для владельца... Очевидно, гораздо проще и эффективнее, да и приятнее, дать собаке понять, что же, по-вашему, грызть можно.
Щенки запросто могут выработать привычку грызть все подряд. Повзрослевшие "грызуны" могут нанести невероятный ущерб за короткое время. Рекорд принадлежит кобелю породы акита-ину, который "нагрыз" на 10 000 баксов внутреннюю отделку "Мерседеса" меньше чем за 25 минут. Какой бы ни была причина того, что пес грызет не то, что нужно, решение проблемы одно: переключить "грызучую" активность собаки на предназначенные для этой цели предметы. Научите вашу собаку грызть и жевать специальные игрушки. Мы должны напомнить, что виной всему вовсе не порочная склонность собак грызть недозволенные вещи. Просто собака не может сама правильно выбрать себе игрушки - это ведь дело владельца.
Не слишком-то разумно навалить перед собакой кучу игрушек и надеяться, что она сама переключится на них. Собаченция может решить, что ваш диван - это король всех игрушек. К тому же собаки не могут прочитать инструкции на упаковках с игрушками и уяснить, для чего они предназначены.
Обучаете ли вы только что приобретенного щенка, или же переучиваете уже повзрослевшую собаку, попытайтесь добиться, чтобы пес не допускал ни одной ошибки. До тех пор, пока собака не научится грызть только свои игрушки, не давайте ей шататься по всему дому без надзора. Учите собаку, как ей коротать время, когда дома никого не будет. Когда вы уходите, оставляйте собаку там, где она не сможет нанести значительного ущерба и где у нее большой выбор привлекательных игрушек, которые помогут ей приятно провести время.
Удивительно часто проблемы возникают и тогда, когда хозяин дома. Владелец тихо-мирно читает книжку или смотрит телик в одной комнате, в то время как песик методически "обрабатывает" другую. Владелец работает в саду - пес крушит все в доме. Владелец дома - а песик в саду забавляется инвентарем, перегрызает поливочные шланги и уничтожает растения. Необученный пес, оставленный без надзора, наверняка нарушит правила, которых он не знает, - и не надо злиться и наказывать его. Это несправедливо. Или следите за собакой, или оставляйте ее там, где она не сможет навредить...
С самого начала приучайте собаку играть со специальными игрушками. Чтобы повысить интерес собаки к игрушке, помашите игрушкой у нее перед носом; бросьте грузку, чтобы собака за ней побежала; привяжите к игрушке леску и тем самым "оживите" ее; спрячьте игрушку - пусть пес ее поищет. Внимательно следите за собакой, когда вы даете ей возможность исследовать дом. Хвалите ее, когда она играет со своими игрушками. Как только собака переключит активность на нежелательные предметы, тут же пытайтесь опять заинтересовать ее игрушкой и похвалите, когда она это сделает. Весьма характерно, что собаки прибегают ко множеству привлекающих внимание фокусов, чтобы дрессировать своих хозяев. Как только до собаки дойдет, что достаточно подобрать игрушку, чтобы добиться вашей похвалы, она будет с удовольствием это делать, а вы будете с не меньшим удовольствием ее хвалить.
Что же должны представлять собой собачьи игрушки?
Это предметы, которые трудно разрушить, нельзя разжевать и проглотить. Замена быстроразрушающихся игрушек нанесет удар по вашему карману, а если собака будет глотать не перевариваемые материалы, это опасно для ее здоровья. Для большинства собак подходят игрушки из жесткой резины. Специальные стерилизованные кости - это вообще идеал. Некоторые собаки предпочитают игрушки из сыромятной кожи и коровьи копыта. Не стоит позволять собаке грызть даже ненужные и старые предметы одежды и обуви. Щенок не только может разжевать их и проглотить, но и впоследствии может не уловить разницы между старой тряпкой и вашим новым платьем.
Приучите щенка недолго и спокойно оставаться в специально отведенном для него месте, которым может быть подстилка или собачья кровать различных модификаций. "Место" должно быть в той комнате, где находитесь вы, чтобы можно было время от времени похвалить щенка за то, что он угомонился и грызет свои игрушки. Если щенок никак не хочет оставаться на своем месте, попробуйте использовать короткий поводок, прикрепленный к неподвижному предмету или к стене в нужном месте.
Когда щенок на "месте", убедитесь, что его жевательные игрушки находятся рядом. Это, так сказать, пассивное обучение. Все, что вам надо сделать, - это поместить щенка на отведенное для него место и предоставить ему достаточный выбор игрушек - и собака будет учиться грызть то, что дозволена (поскольку ничего больше ей не доступно). Так, почти без затрат времени у собаки вырабатываются правильные привычки, которые, кстати, не менее устойчивы, чем привычки вредные.
Владелец также должен подготовить собаку успешно справляться с теми неизбежными периодами - "заточения" и изоляции, когда хозяин отсутствует. Конечно, вы должны заняться подготовкой, когда вы дома. Периодически ненадолго закрывать щенка в замкнутом помещении (например, на кухне или в вольере). Этим вы помогите собаке привыкнуть к уединению, пока вы еще дома и можете наблюдать за поведением своего питомца. Каждый раз, когда вы закрываете собаку, не забывайте предоставить ей что-либо для развлечения. Включите радио и оставьте достаточно игрушек.
Отличный прием - это начинить пустотелые резиновые игрушки или специальные кости чем-нибудь приятно пахнущим (для собаки, конечно), так, чтобы собака не могла слишком скоро добраться до начинки - и вы займете этим песика на долгие часы. Зарезервируйте игрушки с начинкой только для приятного времяпровождения в часы одиночества - и собака скоро будет рассматривать вынужденное заточение как прекрасную возможность заняться увлекательным жеванием специальных игрушек с ароматной начинкой, а не каких-то там скучных вонючих ботинок, занавесок и ковров.
Если вы застали собаку грызущей то, что не положено, сделайте ей выговор вроде этого: "Фу! Ищи игрушку!" Затем похвалите, когда она займется игрушкой. Если же вы вдруг возвращаетесь домой - а там все погрызано и перевернуто, то идите в спокойный уединенный уголок и ругайте там себя самого: "Плохой хозяин! Глупый хозяин!" Как вы можете быть настолько неразумны, чтобы позволить необученному щенку или собаке с доминирующей потребностью грызть бегать по всему дому? Перечитайте статью еще раз. Предоставляйте полную свободу своему псу в доме, только когда вы научите его грызть исключительно то, что положено. Кстати, если вы успешно справились с этой задачей, то вас ждет дополнительная награда: занятый жеванием любимой игрушки, ваш пес не будет беспрерывно лаять и скулить от скуки в одиночестве и приводить соседей в бешенство.

По материалам зарубежной печати подготовил Дмитрий РАССОХИН Газета "Кот и Пес"


Питомник такс "МОЙ ФАВОРИТ"
 
DiggerDarДата: Пятница, 2008-11-28, 1:04 AM | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4890
Репутация: 6
Статус: Offline
Путь к взаимопониманию

Чтобы грамотно воспитывать щенка, нужно его понимать. Поэтому одной из важнейших проблем, с которыми сталкивается начинающий собаковод, является проблема взаимопонимания. Эту проблему можно разрешить, лишь научившись общаться с собакой. Полноценное общение предполагает не только искренние отношения между партнерами, основанные на тесном психоэмоциональном контакте и доверии, но и непрерывный, целенаправленный обмен информацией.

Многие считают, что с собакой нужно общаться только посредством нормативных команд, отрицая тем самым её способность к логическому осмыслению окружающего мира и происходящих событий. По моему мнению, эта точка зрения ошибочна. При правильном воспитании, ориентированном на развитие мозга, собака способна понимать значения сотен слов независимо от их интонации. Собаки понимают не только смысл слов и интонаций, но и поведение человека в целом, его направленность. Наша мимика, жесты, те или иные действия, движения и эмоции анализируются четвероногим партнером и сопоставляются с событиями, затрагивающими его интересы. Так как положительные и отрицательные воздействия хозяина, направленные на собаку, имеют для нее, несомненно, особенно важное значение, их характер также подвергается тщательной оценке и изучению.

Как же сделать так, чтобы между вами и собакой было взаимопонимание? Ответ прост: с вашим питомцем надо разговаривать так, как если бы вы общались с маленьким ребенком. В начале воспитания щенка ваши слова будут мало информативны, а вот язык жестов, интонаций, мимики, направляющих и объясняющих движений и особенно эмоции несут ему достоверную и полезную информацию о ваших намерениях, а также о том, что одобряется вами, а что нет. Вспомните! Ведь и для маленького ребенка в первые годы жизни слова мало что значат.

Если вы будете терпеливо, последовательно и правильно сочетать слова с "немым языком" и он будет достаточно красноречив, то ваша собака день ото дня будет знать все больше и больше слов. Ей станут знакомы многие ситуации из вашей совместной жизни, более понятны ваши требования, причем при формировании и отработке каждого нового навыка этот "язык" (жестов, интонаций, объясняющих слов, команд и т.д.) будет обогащаться новыми элементами. Вы, в свою очередь, наблюдая за собакой, пытаясь понять ее устремления, тоже увидите много того в ее поведении, чего раньше просто не замечали. В результате взаимопонимание между вами и собакой будет улучшаться.

Средства воздействий, применяемые человеком по отношению к собаке, при правильном их использовании, также выполняют роль носителей вполне определенной информации о намерениях дрессировщика и тем самым способствуют общению и улучшению взаимопонимания в процессе обучения. Вот для чего начинающему собаководу необходимо знать основные правила их применения.


Питомник такс "МОЙ ФАВОРИТ"
 
DiggerDarДата: Пятница, 2008-11-28, 1:05 AM | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4890
Репутация: 6
Статус: Offline
Основные правила применения воздействий

Положительные воздействия должны совпадать по времени с каким-либо действием собаки и вызывать у нее при этом положительные эмоции. Они увеличивают вероятность появления нужного поведения; к ним-то и стремится собака при обучении. В качестве положительного воздействия (подкрепления) можно использовать пищу, ласку, лакомство, игру, то есть все то, что доставляет собаке радость и удовольствие. Особое место среди положительных воздействий занимает социальное одобрение действий собаки. Другими словами, своевременная радость хозяина (искусственно усиленные, но искренние положительные эмоции) за успехи собаки, выполняет роль эффективного подкрепления. Однако подкрепляющие свойства положительных воздействий этого типа зависят от того, насколько дрессировщик социально значим для своего воспитанника.

Отрицательные воздействия - такие, которые совпадают по времени с каким-либо действием или предваряют его и вызывают у собаки отрицательные эмоции. Эти воздействия, вызывая у собаки неприятные ощущения, а подчас и боль, призваны сформировать у нее желание избежать повторного совершения данного действия. В качестве отрицательных воздействий можно использовать рывки поводком (различной силы) и другие неприятные для собаки, адекватные воздействия. Своевременное эмоциональное неодобрение хозяином действий воспитанника следует также отнести к эффективному отрицательному воздействию. Однако действенность отрицательного эмоционального воздействия зависит от иерархического статуса владельца по отношению к его питомцу.

Отрицательные воздействия должны прекращаться сразу же, как только прекратилось нежелательное действие собаки. Это позволяет ей активно избежать неприятностей и понять смысл ваших требований. В начале обучения используют многократные, слабые, объясняющие воздействия, а после того, как собака уже понимает смысл поставленной задачи, они становятся более редкими, но сильными, наказующими. Неприятные воздействия нужно строго дозировать (по силе и длительности); при отработке приемов общего послушания они не должны вызывать у собаки ни страха, ни агрессии.

Воздействия должны производиться в момент совершения собакой действия или сразу после него, иначе их применение малоэффективно. Это объясняется тем, что, помимо приятных или неприятных ощущений, положительные или отрицательные воздействия несут собаке еще и информацию о том, что именно в ее поведении нравится дрессировщику, а что нет. Поэтому запаздывающие воздействия - наигрубейшая ошибка дрессировщика, приводящая к непониманию.

При правильном применении положительные и отрицательные воздействия служат на благо собаке и ее хозяину, улучшают взаимоотношения между ними. Неправильное применение этих воздействий ведет к обратному результату и наносит подчас непоправимый вред.

Режим применения воздействий в процессе обучения должен изменяться. В начале формирования навыка стопроцентный режим воздействий, а затем вероятностный (в этом случае подкрепление дается не каждый раз, а в случайном порядке). Когда собака получает пищу или игру во время дрессировки в случайном порядке, ее заинтересованность в выполнении навыка резко возрастает, а у дрессировщика при этом появляется возможность отбирать и закреплять желаемое.

Наказание, в отличие от своевременных отрицательных воздействий, производится уже после совершения нежелательного действия, то есть когда собака уже достигла какого-то результата, нежелательного для дрессировщика: подобрала и съела лежащий на земле корм, подралась с другой собакой, набедокурила дома и т.д.

Бытует мнение, что собаку наказывать бессмысленно, потому что она к моменту наказания забывает проступок, который совершила ранее. Это не так. Тот, кто много общался с собаками, знает, что они на протяжении многих часов прекрасно помнят свои "преступления", однако не в силах удержаться от многочисленных повторов их совершения. Подчас даже самые жестокие наказания не уберегают владельца от повторения "сюрпризов". Хорошим примером для понимания этого явления может быть такая дурная привычка людей, как курение табака. Все курящие знают, что курить вредно, наказание (плохое самочувствие и сокращение жизни) неотвратимо. Однако курят... Почему? Да потому, что наказание будет когда-то в будущем (потом), а удовольствие они получают в процессе курения, то есть сейчас.

На мой взгляд, наказывать собаку нужно в том случае, когда нет возможности воздействовать на нее своевременно. Наказание должно быть не очень сильным (не болезненным), но длительным (многократные воздействия) и эмоционально-насыщенным, То есть неудовольствие от наказания, за счет его длительности и эмоциональной напряженности, должно хотя бы частично компенсировать то огромное удовольствие, которое собака получила, совершив то или иное безобразие. И все-таки, если позволяют условия, собаку желательно не наказывать, ведь своевременные отрицательные воздействия, используемые для коррекции поведения, во много раз эффективнее наказания.

Так как собака получает удовольствие сразу после совершения проступка, а наказание следует по прошествии некоторого времени, оно мало эффективно.

Для достижения более эффективного взаимодействия между человеком и собакой в процессе обучения и дрессировки, а также с целью "интеллектуального развития щенка, целесообразно использовать специальные методы формирования "языка".


Питомник такс "МОЙ ФАВОРИТ"
 
DiggerDarДата: Пятница, 2008-11-28, 1:05 AM | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4890
Репутация: 6
Статус: Offline
Методика формирования специального языка общения

Успех обучения зависит от скорости обмена информацией между дрессировщиком и собакой. Быстрое, своевременное чередование положительных и отрицательных объясняющих воздействий позволяет опытному воспитателю без каких-либо дополнительных слов объяснить собаке предъявляемые к ней требования. Однако для начинающего дрессировщика подчас это очень сложная, трудноразрешимая проблема. Движения и действия собаки настолько быстро сменяют друг друга, что "поймать" момент подкрепления ему не всегда удается. Помимо этого, при работе с собакой не всегда целесообразно или возможно воздействовать на собаку в нужный момент (например, когда она находится на удалении от хозяина), однако именно такая своевременность необходима, чтобы объяснить собаке, что она делает правильно, а что нет. Для этой цели я применяю специальные направляющие и объясняющие слова и звуки (сигналы), которые имеют для собаки вполне определенный, конкретный смысл. В целом, общение с собакой с помощью специальных сигналов напоминает известную детскую игру, в которой употребляются слова: "Тепло", "Теплее", "Еще теплее", "Горячо"; "Холодно", "Холоднее", и т.п.

В качестве направляющих используются любые эмоционально-окрашенные слова, настраивающие собаку на действия, активизирующие ее на взаимодействие с дрессировщиком, Например: "Работай!", "Давай, давай, давай" и т.п., а также полукоманды типа "Иди сюда", "Вот сюда", Садись", "Ложись", "Вставай" и т.п. Эти сигналы не должны означать для собаки обязательного выполнения какого-либо навыка, в соответствии с нормативом, а выполняют лишь вспомогательную роль на стадии обучения, и в дальнейшем используются и при повседневном общении с собакой. Объясняющие слова, используемые при обучении, бывают нескольких типов и в зависимости от их функционального назначения имеют различную смысловую нагрузку.

Объясняющие слова первого типа сопровождаются положительными эмоциями хозяина, то есть, произнося их вы одобряете направленность действий своего питомца (например, движения в нужную сторону ) или сохранение им определённой позы (например, выдержку в положении лежать). Эти слова никак не связаны с получением пищевого или какого-либо другого материального подкрепления (кроме социального) и означают для собаки:"Делаешь правильно, делаешь верно, делаешь то, что нужно, делаешь в нужном направлении!" Обычно для этих целей используют слова: "Хорошо", "Браво", "Умница" и т.д.

Второй тип объясняющих слов сопровождается более или менее выраженными отрицательными эмоциями хозяина, то есть, вы не одобряете направленность действий своего питомца, проявляя при этом социальное неодобрение его поведения, эти слова не связаны с неприятными воздействиями и означают для собаки: "Собираешься делать не то", "Делаешь не в том направлении!", "Делаешь неправильно". Обычно для этих целей используют слова:"Нет", "Не то" и т.п. Этими словами вы корректируете направленность поведения собаки в процессе обучения. Коротким, эмоционально-насыщенным словом "Нет" вы как бы останавливаете поведение, объясняя собаке нежелательную его направленность или, предвосхищая его начало, не даёте ему проявиться (то есть влияете на её поведение ещё на стадии намерений).

Третий тип сигналов сопровождается нейтральным эмоциональным фоном. Эти сигналы непосредственно связаны с пищевым или каким-либо другим подкреплением и означают для собаки:"Сделала то, что нужно!" Обычно для этих целей используют короткие сигналы (свист, щелчок) и слова: "Да", "Ап", "Оп" и т.д. Эти сигналы всегда сопровождаются подкреплением, предваряя его (дача пищи, игра и т.п.) и, в некоторой степени, являются частью подкрепления. Применение этого типа сигналов требует специальной подготовительной работы. Прежде чем применять сигнал по назначению, необходимо выработать связь между ним и подкреплением. Схема формирования такой связи очень проста: перед каждой дачей пищи или началом игры с разными интервалами во времени необходимо подавать сигналы (этот принцип связи сродни выработке классического условного рефлекса). В том случае, если сразу после подачи сигнала собака начинает облизываться или проявлять другие фрагменты пищевого поведения, значит связь сформирована и сигнал можно использовать при обучении. Чаще всего этот тип сигналов применяется при обучении собаки сложным навыкам, трудным для понимания собакой, а также для инициации её активности.


Питомник такс "МОЙ ФАВОРИТ"
 
DiggerDarДата: Пятница, 2008-11-28, 1:06 AM | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4890
Репутация: 6
Статус: Offline
Указанные выше типы объясняющих слов применяются на начальной стадии обучения собаки, когда действия дрессировщика могут трактоваться ею неоднозначно.

Объясняющие слова четвёртого типа сопровождаются нейтральным или более или менее выраженным отрицательным эмоциональным фоном. Они напрямую связаны не только с проявлением негативных эмоций дрессировщика, но и с неприятными воздействиями на собаку и означают для неё запрет совершения нежелательного поведения: "Собираешься делать то, что запрещено", "Делаешь то, что запрещено". Обычно для этих целей используется короткое слово (команда)- "Нельзя", "Тубо", "Фу" и т.п. Этим коротким словом вы запрещаете собаке проявлять нежелательное поведение или, предвосхищая его начало, не даёте ему проявиться. Применение сигналов этого типа требует специальной подготовительной работы, поэтому прежде чем использовать запрещающую команду на практике, необходимо выработать связь между ней и воздействиями.

Схема формирования такой связи очень проста: перед неприятным воздействием, направленным на прекращение нежелательного поведения, необходимо подать команду (то есть принцип аналогичен выработке классического условного рефлекса).

Существует два возможных пути формирования связи между командой и неприятными воздействиями:
а) постепенное наращивание силы неприятных воздействий (от слабых объясняющих к сильным-наказующим), предваряя их командой;
б) экстренное введение сильных воздействий в сочетании с командой.

обычно при дрессировке мы пользуемся первым путём формирования связи, в этом случае при влиянии команды на собаку преобладает социальный компонент воздействия. использование второго пути формирования создаёт более жёсткую связь непосредственно между самим воздействием и командой (по типу условного рефлекса). Отрицательной стороной связи, сформированной по второму типу, является то, что собака в этом случае может среагировать на запрещающую команду любого постороннего человека.

Если сразу после подачи сигнала собака прекращает нежелательное поведение, значит связь сформирована и команду можно использовать по назначению. Однако следует помнить, что запрещающую команду применяют лишь на стадии объяснений, когда щенок ещё толком не знает, что можно, а чего нельзя. Когда же собаке хорошо известно, что она делает то, что запрещено, запрещающая команда не применяется. Тогда следует без предупреждения использовать своевременные наказующие воздействия. Четвёртый тип объясняющих слов применяется в тех случаях, когда действия дрессировщика однозначно трактуются собакой.

Помимо объясняющих слов, специальный язык включает в себя также традиционный арсенал объясняющих действий , используемый большинством дрессировщиков.

Обучающий, с помощью поводка (потягиваний, подергиваний, подталкивающих рывков), касаний руками, подталкиваний, направления лакомством, подсаживаний, поддерживаний, а также специальных слов, интонаций (других подобных воздействий), пытается объяснить собаке суть, поставленной перед ней задачи. Собака же, если же у неё есть заинтересованность, пытается его понять. Иными словами, мы заменяем обычное общение: языком жестов, направляющих движений, интонаций и специальных слов, тем самым, обеспечивая взаимопонимание. Необходимо помнить, что перед тем, как "наводить" собаку на выполнение какого-либо действия, мы произносим направляющее слово (например, "Неси") или команду (в зависимости от задачи), которую в дальнейшем собака должна будет выполнять беспрекословно, например команду "Аппорт". Как только собака выполнит желаемое действие, мы сразу же подкрепляем это действие специальным объясняющим сигналом третьего типа (например, свистком), означающим "Сделала то, что нужно!" и кусочком пищи или же игрой. после выполнения поставленной задачи необходимо подать команду , отменяющую приём, например "Лежать" или "Гуляй".


Питомник такс "МОЙ ФАВОРИТ"
 
DiggerDarДата: Пятница, 2008-11-28, 1:06 AM | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4890
Репутация: 6
Статус: Offline
Описанные приёмы формирования специального языка общения (с учётом правил применения положительных и отрицательных воздействий) ускоряют процессы "интеллектуального" развития и обучения собаки, позволяют упростить её адаптацию к факторам окружающей среды, улучшить взаимопонимание между человеком и его питомцем. Подчас решение сложных задач, возникающих только при дрессировке, возможно только при использовании этих методов общения. Однако полноценные взаимные объяснения между дрессировщиком и собакой возможны лишь в том случае, когда возникший между ними своеобразный "языковой" контакт основан на взаимном интересе и доверии. Собаки не терпят фальши, поэтому хорошему дрессировщику необходимо быть неплохим актёром, ведь его эмоции, проявляемые во время работы, должны быть искренними. Достижение определённого эмоционального резонанса между партнёрами общения способствует взаимопониманию. В том случае, если взаимопонимание между владельцем и его собакой отсутствует, то, как правило, возникают проблемы во взаимоотношениях между ними. В результате таких взаимодействий возникают с одной стороны интеллектуальное недоразвитие собаки, а с другой - самые разнообразные проблемы, связанные с управлением ею.

Валерий Варлаков


Питомник такс "МОЙ ФАВОРИТ"
 
Форум » Общий форум » Кинологи - новичкам » Воспитание собаки (статьи специалистов)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024